В статье исследованы факторы, влияющие на ресурс шин при эксплуатации. Увеличение ресурса шин является важной задачей, которая решается повышением надежности выпускаемых шин и дальнейшим улучшением их технической эксплуатации.
Основное влияние на экономичность эксплуатации шин оказывает срок службы (ресурс), исчисляемый в километрах пробега до полного износа.
Шины грузовых автомобилей с остаточной высотой рисунка протектора менее 1 мм, согласно правилам дорожного движения, эксплуатация таких транспортных средств запрещена.
Ресурс шины зависит от ее конструкции, от материала, из которого она изготовлена, технологии производства, условий работы, качества обслуживания, срока годности (пять лет), условий хранения и других факторов.
Увеличение ресурса шин является важной задачей, которая решается повышением надежности выпускаемых шин и дальнейшим улучшением их технической эксплуатации. Существенное влияние на шины оказывают дорожные покрытия, из-за которых шины преждевременно выходят из строя.
Причинами такого выхода из строя являются:
- открытые люки;
- трещины, ямы в дороге;
- выступающие рельсы и другие металлические предметы;
- отсутствие асфальтного покрытия.
Факторы износа шин
- Угол схождения колес. При неправильной регулировке углов схождения колес или ее отсутствия, шина изнашивается в три раза быстрее. При неправильном угле схождении колес износ виден по неравномерному износу шашек протектора.
- Угол развала колес. При неправильной регулировке углов развала колес или ее отсутствия, срок эксплуатации шины уменьшается в четыре раза. При неправильном развале, колеса сильно изнашиваются с внутренней стороны.
- Монтаж и демонтаж шин Вследствие неправильного монтажа происходит деформация и обрыв посадочного места шины, что приводит к снижению давления в шине из-за утечки воздуха.
- Баланс колес. Дисбаланс колес появляется при отсутствии балансировки, неправильно выполненной балансировке, также могут быть кривые шины и диски. При дисбалансе колес происходит неравномерный износ шин и значительно снижается срок службы ходовой части автомобиля.
- Биение тормозного барабана и колеса. При биение тормозного барабана или колеса происходит пятнистый износ протектора и разрушение ходовой части автомобиля.
- Конструкция и материал шин. Конструкция колеса оказывает существенное влияние на все основные качества автомобиля – проходимость, топливную экономичность, плавность хода, устойчивость движения. Поэтому для каждого типа автомобиля, в зависимости от условий его эксплуатации и характера использования выбирается свой тип колес.
- Количество и материал шин. Большое значение имеет количество колес, установленных на автомобиле. От их количества, качества и грузоподъемности зависит срок эксплуатации всех колес автомобиля.
- Управление автомобилем. Неправильное или небрежное вождение ведет к резкому сокращению пробега шин. К числу основных причин, сокращающих срок службы шин, и зависящих непосредственно от водителя, относятся следующие:
- резкое трогание с места;
- резкое торможение;
- превышение скорости движения и резкие повороты;
- неосторожные наезды на препятствия.
- Климатические условия эксплуатации шин. При резких перепадах температур происходит появление микротрещин, что приводит к быстрому высыханию шины, следствием чего является ускоренный износ шины.
Вывод
Более 80% дорожного покрытия в РФ находится в неудовлетворительном состоянии, следствием чего является снижение срока эксплуатации шин, при этом наиболее частыми являются следующие повреждения: прокол, порез автошин, грыжи, неравномерный износ.
Также на снижение срока эксплуатации шин влияет использование шин бывших в употреблении, возраст которых от 1 до 20 лет, при этом срок годности автошины составляет только 5 лет с момента производства.
Основными недостатками таких шин является срок полезного использования, деформация шины, грыжи, некачественно проведенный ремонт, трещины в шине.